Казачество
то что нужно чтобы прочувствовать весь дух и окунуться глубже в казачество…
О комплексе
«Казачий Дозор» — это культурно-этнический комплекс донских казаков, который находится за пределами города Ростова-на-Дону, располагаясь в плодородных донских степях. Территория комплекса представляет собой своеобразный музей донского казачества, который перенесёт вас на несколько десятков или сотен лет назад в прошлое и позволит почувствовать дух казачества, несгибаемой воли и бескрайней свободы. «Казачий Дозор» расположился в получасе езды к югу от Ростова-на-Дону, на 1104-м километре трассы М4 «ДОН», близ села Самарского.
Сторожевой казачий пост на выезде, распахнутые дубовые ворота, казачьи курени, казачья «река» (а ведь только она придавала значимость и весомость каждому казачьему месту), манеж с дюжиной породистых скакунов, майдан с его каменной «крепостью», а также казачьи забавы («джигитовка», застолья, баня, катания на лошадях, в фаэтоне, на санях, рыбалка) — всё это полностью воссоздаёт неповторимую атмосферу донского казачьего быта под открытым небом. Если вы всё ещё думаете, где отдохнуть в Ростове-на-Дону, то смело выбирайте «Казачий Дозор»!
История и этника 14-17 век
Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Первоначально, для казаков характерна нестабильность их организации, частые смены мест обитания. В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне.
В целом, в 14—15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства. При этом казаки противопоставляются ордынцам, для них характерно христианское вероисповедание.
В 16 веке формировались общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода.
В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Царское жалованье в 17—18 веках стало одним из главных источников существования казаков.
История и этника 17-19 век
В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 — начала 20 веков. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.
Быт, культура, идеология, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество, на протяжении веков, являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.
Хозяйство и развлечения
Хозяйственными занятиями вольных казаков всегда были охота, рыболовство, животноводство, виноградарство, а также, торговля, промыслы, ремесла. Несмотря на вольность духа и буйность характера, для казаков присуще уважение и почет стариков, вера в Бога, семейный очаг. Казаки как умело воевали, так и лихо отдыхали. Они обожали «варену» — смесь водки, меда, сушеных фруктов, изюма, винограда, груш, яблок, сваренных с имбирем и другими пряностями. Кроме нее на «ура» шли горилка, пиво, мед, наливка, брага. После трапезы казаки пускались в пляс, играли в картишки, курили трубки-носогрейки, горланили песни, палили из пушек и, конечно, развлекались кулачным боем.
После очередного военного похода казаки рассказывали о своих подвигах. За ними несли ведра «пьяных напитков», коими они угощали встречных. Уклонявшихся от шарового выпивона нещадно дубасили. Однако, в походах казакам пить спиртные напитки было запрещено. Нарушивших этот закон карали смертной казнью.
На протяжении всех столетий своего становления и развития, казаки стояли не только на страже границ родной земли, но и православной веры и закона. Так и в наши дни, казачество, возрожденное на донской земле, не утратило все ценности и веру.
Как же замечательно, что, несмотря на все изменения в истории России, мы имеем возможность побывать в культурно-этническом комплексе «Казачий Дозор», где сохранены история, обычаи и традиции вольного народа.